Чей нагорный карабах
Содержание:
- Географическое положение
- Право на самоопределение — быть или не быть Нагорно-Карабахской республике
- Рост напряжения
- Современный статус
- Почему Нагорный Карабах – азербайджанский?
- Современный статус
- Предыстория конфликта
- Обострение ситуации в 2014 году
- Первые столкновения
- Предыстория
- Коридор вероятности
- Инциденты после перемирия
- Политическая система и государственное устройство
- Политическая система и государственное устройство
- Военные действия осенью 2020 года
- Экономика
- «Размораживание» взаимных обид
Географическое положение
Нагорно–Карабахская республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа, в восточной части Карабахского плато и на Арцахской долине, составляющей большую часть Куро-Араксской низменности. Большая часть территории Нагорного Карабаха характеризуется сильно изрезанным горным рельефом, относительно низменными являются только восточные части Мартакертского и Мартунинского районов. Средняя высота над уровнем моря составляет 1100 метров.
Территория республики составляет около 5 тысяч квадратных километров, контролируемая ею территория ранее достигала 11,4, на данный момент составляет чуть более 3.
С севера на юг по всей западной границе Нагорного Карабаха тянется Карабахский хребет, с которого берут начало простирающиеся по территории края с запада на восток несколько ветвей хребта. По северной части тянется Мравский хребет, где находятся самые высокие горные вершины – Гомшасар (3724 метра) и Мрав (3343 метра), которые расположены на северо-западе Мартакерского района.
Климат Нагорного Карабаха — мягкий и умеренный, на значительной территории наблюдается сухой субтропический климат. Среднегодовая температура воздуха составляет +10,5 C. Самые жаркие месяцы – июль и август, когда средняя температура достигает +21,7 C и +21,4 C. Наиболее теплыми местностями на территории Нагорного Карабаха являются низменные зоны Мартунинского и Мартакертского районов. В холодный период средняя температура в январе-феврале колеблется от –0,2 С до –0,9 С.
На территории республики длительные холода и жара в основном не наблюдаются. Минимальная температура в низменной зоне достигает –16° С, в предгорье опускается до -19° С, в высокогорье – от –20° С до –23° С. Максимальная температура в низменных и предгорных местностях доходит до +40° С, в среднегорных и горных местностях – от +32° С до +37° С. На территории республики преобладают горно-долинные ветры. В весенние и летние месяцы часто бывают сильные грозы. Среднегодовое количество атмосферных осадков по поясам колеблется от 480 мм до 700 мм. Большая часть осадков выпадает в мае-июне. В этот период также часты проливные дожди и град. 100-125 дней в году бывает туманно.
Право на самоопределение — быть или не быть Нагорно-Карабахской республике
В середине 1991 года межэтнический конфликт обострился. Азербайджан вёл политику подавления армянского национального движения и депортировал жителей нескольких десятков армянских сёл Нагорного Карабаха. Продолжались локальные вооружённые столкновения, взаимные обстрелы и погромы. В Армению стекались тысячи беженцев из Азербайджана, в обратном направлении тянулись беженцы-азербайджанцы. На этом фоне начался «парад суверенитетов» союзных республик. 29 августа о своей государственной независимости объявил Азербайджан. 21 сентября то же сделала Армения, а позднее — и Нагорный Карабах.
Нагорный Карабах и спорные территории . (e-vid.ru)
Право на самоопределение одного народа столкнулось с правом другого на сохранение территориальной целостности. Баку не признал право Степанакерта на самоопределение и факт образования Нагорно-Карабахской республики. Азербайджанцы стремились установить над этой территорией суверенитет репрессивными мерами и отказывались от переговоров с Армений, настаивая, что Карабах — их внутреннее дело. Однако фактически Карабах вышел из-под контроля Баку, азербайджанские отряды (в основном ОМОН) к тому времени оставались только в поселениях, жителями которых были азербайджанцы. Тем не менее карабахцы оказались в трудном положении — в блокаде. Попытки Армении вести переговоры с Азербайджаном при посредничестве Ельцина и Назарбаева закончились весьма скромными успехами: объявленное 23 сентября намерение сторон прекратить огонь до 1 января 1992 года не подкреплялось никакими механизмами его обеспечения. Остальные договорённости (информационное сотрудничество, взаимодействие правоохранительных органов и т. д.) имели мало значения.
Фактически началась полномасштабная война. Советская армия заняла нейтральную позицию и постепенно покидала Азербайджан и Армению, стороны начали формировать собственные вооружённые силы, которые, однако, ещё долго будут походить скорее на полупартизанские отряды ополченцев, чем на армию. Жителям Нагорного Карабаха предстояло воевать за своё право на самоопределение.
Солдаты НКР, 1992. (Wikimedia Commons)
Рост напряжения
До конца 1980-х в Нагорном Карабахе всё было относительно спокойно. Положение региона начало меняться, благодаря политике нового генсека Михаила Горбачёва. Армяне всё ярче выражали недовольство. Участились митинги, на которых высказывались мысли об умышленном замедлении развития региона и запрете на связь с Армянской ССР. Резко активизировались и националисты, которые заявляли, что советская власть не уважает мнение армян Карабаха. Звучали требования немедленно выйти из состава Азербайджана.
Эти идеи проникали даже в местные газеты. Население Армении поддерживало такие инициативы, что сильно роняло авторитет советской власти в его глазах. Напряжение постепенно увеличивалось.
В начале 1988-го в Карабахе случились первые вооружённые стычки. Причиной их стало увольнение армянина — председателя колхоза в одном из местных посёлков. Тогда дело не дошло до массовых беспорядков. В регионе и самой Армении одновременно начался сбор подписей за воссоединение. Собрав необходимое количество, делегация отправилась в Москву.
Зимой 1987−1988 гг. в Карабах приезжали армянские беженцы. Они сообщали, что на их территориях угнетают азербайджанцев, и это усложнило и без того тяжёлую ситуацию. В самом Азербайджане население делилось на две группы:
- одни выступали за передачу Нагорного Карабаха армянам;
- другие считали, что это приведёт к сепаратизму в республике.
Современный статус
В настоящий момент независимость Нагорного Карабаха не получила признания со стороны государств-членов ООН. Согласно международным правовым нормам территория самого Нагорного Карабаха и контролируемых силами самообороны Нагорного Карабаха районов Азербайджана юридически продолжает считаться частью Азербайджана.
ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ не считают легитимными проводимые в Карабахе выборы в органы власти. Вместе с тем выборы в парламент Нагорного Карабаха в мае 2015 года мониторили наблюдатели из США и Франции. Некоторые парламентарии Франции также выступали с призывами признать независимость Карабаха. Об истории признания независимости рассказывается в справке «Кавказского узла» «Кто же все-таки признал Карабах?».
Почему Нагорный Карабах – азербайджанский?
С юридической точки зрения НКР – никем не признанное образование. Ведь поначалу не шло речи о самоопределении. Этот район хотел вернуться в историческое лоно Армении, а высшее руководство СССР этого не пожелало. Но поскольку границы Азербайджана были официально очерчены и закреплены, отчуждения территории быть не могло. К тому же, к концу 80-х годов многие поселения Нагорного Карабаха были преимущественно «бакинскими».
Территориальная целостность Азербайджана признана мировым сообществом, Россия тоже поддержала неделимость страны. Да, на заре СССР эту область, можно сказать, подарили Баку. Но территория была заселена не так уж плотно, площадь её нельзя назвать огромной. Если бы не сильнейшее желание Армении «восстановить историческую справедливость», никто и никогда бы не оспорил принадлежность Нагорного Карабаха.
Современный статус
В настоящий момент независимость Нагорного Карабаха не получила признания со стороны государств-членов ООН. Согласно международным правовым нормам территория самого Нагорного Карабаха и контролируемых силами самообороны Нагорного Карабаха районов Азербайджана юридически продолжает считаться частью Азербайджана.
ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ не считают легитимными проводимые в Карабахе выборы в органы власти. Вместе с тем выборы в парламент Нагорного Карабаха в мае 2015 года мониторили наблюдатели из США и Франции. Некоторые парламентарии Франции также выступали с призывами признать независимость Карабаха. Об истории признания независимости рассказывается в справке «Кавказского узла» «Кто же все-таки признал Карабах?».
Предыстория конфликта
По версии армянской стороны, Нагорный Карабах раньше назывался Арцах и находился на территории древнего Армянского царства. Такой вывод напрашивается после исследования сочинений Птолемея и Плутарха. Учёные писали, что границы Карабаха и исторической Армении направлены по одной линии — правобережью реки Куры.
По итогам войны в 387 году территорию Армении поделили между собой Византия и Персия. Арцах стал относиться ко второй стороне конфликта. Именно здесь берёт начало продолжительная история сопротивления армян и попыток освобождения своей территории от оккупантов. После персов это были монголо-татары, затем тюркские кочевники. Тем не менее на территории всегда поддерживалась национальная идентичность и вплоть до XIII века там жили исключительно армяне.
В 1747-м на карте мира появляется Карабахское ханство. Армения в это время уже была захвачена османами, а их князи (мелики) вели междоусобные войны, осложнявшие и без того тяжёлое положение народа. В это время из Арцаха начинают постепенно уезжать армяне, а на их место прибывают тюркские колонисты.
В 1805-м Карабахское ханство присоединилось к России
Это было очень важно для нашей страны, которая тогда сражалась против Ирана. Местность стала опять заселяться армянами, исповедующими христианство
К началу 1830-х они составляли уже половину общей численности. Религиозные различия сильно накаляли обстановку в регионе и отношения между нациями, мог образоваться конфликт.
Обострение ситуации в 2014 году
В ноябре 2014 года азербайджанцами был сбит военный вертолет армии Карабаха. Все люди на борту погибли. Азербайджанская сторона заявила, что вертолет был уничтожен в целях самообороны. После этого происшествия на территории Карабаха вновь начались обстрелы. Обе стороны конфликта объявили о потерях. Огонь возобновился в апреле 2016 года между военнослужащими Армении и армией Азербайджана. На встрече начальников штабов вооруженных сил двух стран был подписан договор о прекращении огня. Однако локальные инциденты с применением оружия продолжаются по сей день. Конфликт в Нагорном Карабахе всё ещё не разрешен.
Первые столкновения
22 февраля 1988-го азербайджанцы с оружием начали атаковать дома армян в карабахском селении Аскеран. При этом двое нападавших были убиты, одного из них застрелил милиционер-азербайджанец. Около 50 местных жителей получили ранения.
О том, что нападение закончилось смертью двух человек, в Азербайджане стало известно вечером 27 февраля, когда об инциденте в телеинтервью сообщил зам. генпрокурора СССР Катусев. Считается, что именно это стало причиной армянского погрома в Сумгаите, длившегося с 27 по 29 февраля. В ходе этих трагических событий людей зверски убивали прямо на улицах, сжигали заживо, насиловали женщин. По официальным данным, погибло 26 армян и 6 азербайджанцев.
28 февраля неудачная попытка погрома случилась в Кировобаде, где местные армяне при поддержке армии дали отпор нападавшим. В этом случае обошлось без жертв, хотя были раненые, разгромлены некоторые дома и сожжено несколько автомобилей.
Предыстория
Нагорный Карабах уже с начала XX-ого века был ареной столкновений между Арменией и Азербайджаном, в 1918-1920 между Первой Армянской Республикой и АДР произошла война, которая так и не дошла до своего логического завершения, как в Армении, так и в Азербайджане была установлена советская власть. После того как советская власть в Закавказье была установлена большая часть Нагорного Карабаха была передана в состав Азербайджан, образовав тем самым — Нагорно-Карабахскую автономную область. Вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении время от времени поднимался армянским руководством, но не получал поддержки в центре, в 1960-ые годы социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые беспорядки.
С началом Перестройки в СССР требование передачи НКАО в состав Армении усилились. 20-ого февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, в ответ на это в Азербайджане прошла череда армянских погромов, ответом на которых стали азербайджанские погромы в Армении. 12-ого января 1989 года в НКАО было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством Аркадия Вольского, были приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. В Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. Летом 1989 года Армянская ССР ввела блокаду Нахичеванской АССР. Народный фронт Азербайджана в качестве ответной меры объявил экономическую и транспортную блокаду Армении.
1-ого декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО приняли совместное постановление о включении Нагорного Карабаха в состав Армении, в январе 1990-ого года начались первые взаимные артиллерийские обстрелы, 13-18 января в результате армянских погромов в Баку, было убито до 90 человек, уже 20-ого января в Баку были введены войска для предотвращения захвата власти антикоммунистическим Народным фронтом Азербайджана, что привело к многочисленным жертвам среди гражданского населения города. Ситуация лишь обострялась по мере объявления независимости Армении летом 1990-ого года. Попытка руководства Азербайджана и СССР разоружить армянские вооруженные формирования в рамках Операции «Кольцо», ни к чему не привела и фактически провалилась.
28-ого августа 1991-ого года Азербайджан объявил о независимости, в условиях фактического паралича власти и продолжающегося распада СССР вплоть до начала января 1992-ого года, боевые действия носили ограниченный характер, настоящая война в регионе началась, лишь с началом нового года.
Коридор вероятности
Депутат Милли Меджлиса — парламента Азербайджана — Расим Мусабеков объясняет в комментарии Украине.ру логику Баку: «Какое отношение Ереван имеет к азербайджанским территориям? Вот Турция не признает Крым российским, и что? Армяне апеллируют к истории, причем к древней, тысячелетней давности. Османская Турция владела Крымом до середины 18 века, но в правовом отношении это не аргумент. На позицию Москвы это никак не влияет».
В правовом отношении вопрос автономии был закрыт для Баку еще в 1991-м, тогда Азербайджан упразднил НКАО (Нагорно-Карабахскую автономную область) решением парламента с внесением соответствующих изменений в конституцию, объясняет он. «Наличие автономии предполагает лояльность к центральной власти и уважение к конституции республики. Карабахские армяне вышли за эти рамки, когда провели референдум о независимости и этим разрушили правовую основу собственного статуса. Проблема Нагорного Карабаха сохраняла свой политический и международных характер, так как имелись резолюции Совбеза ООН, Генассамблеи ООН. И Минская группа ОБСЕ осуществляла посредническую миссию. Однако эти усилия не принесли результата», — напоминает собеседник издания.
«Азербайджан решил вопрос, используя свое право на самооборону. Сейчас речь идет о постконфликтном урегулировании. Но что нам предлагает Минская группа, которая тридцать лет ничего не могла сделать? Организовать встречу? Но такие встречи с участием России проводятся как на уровне первых лиц, так и уполномоченных вице-премьеров правительств. При взаимном желании и доброй воле мы и так можем договориться. Хорошо бы тем, кто усиленно навязывает Баку посредничество Минской группы, перечитать интервью американского сопредседателя Ричарда Хогланда, который описал ее работу: дорогие отели, отличная еда и бесплатная выпивка, высокие зарплаты и командировочные и пустые, не приводящие к решениям переговоры. Однако Баку не отвергает с порога Минскую группу. Если ее сопредседатели выработают рациональные предложения в контексте постконфликтного урегулирования, то пусть предъявляют, Баку открыт для обсуждения», — подчеркивает Мусабеков.
Армянский политтехнолог Армен Асриян объясняет, что Баку спешит воспользоваться моментом. «У Алиева как политика есть желание выжать максимум из существующего выгодного для него расклада. Франция и Штаты, не одобряют то, как идет процесс «урегулирования», но что они поделают, если их просто отодвинули в сторону», — отмечает он.
Коридор возможностей для Азербайджана сейчас широк, но есть вероятность, что он сузится: правительство Армении, которое могло бы заменить Пашиняна, поменяет переговорную позицию.
Асриян не считает, что сегодняшний Ереван серьезно ограничен в своих дипломатических маневрах внутренней политикой. «То, что называют оппозицией — это пашиняновские прокси или обычные торговцы от политики, которые никакой опасности для правящей партии не несут, потому что хотят продать свой товар — лояльность. Единственная реальная радикальная оппозиция — это сторонники Кочаряна. Но последние выборы наглядно продемонстрировали, что у нее не столь уж значительна электоральная поддержка, а имеющиеся на руках козыри они не сумели разыграть. Поэтому я считаю, что все разговоры об опасности политических оппонентов для внешнего курса Пашиняна — это не больше, чем разговоры», — высказывает собеседник издания свое мнение.
В Армении кризис, кризис не политики в узком смысле, а всего государства, полагает Асриян. То же самое и в Карабахе. Сейчас там, по мнению политтехнолога, фактически есть населенные армянами районы, которые прикрыты российскими миротворцами. Там, как и в Ереване, нет единства во мнении, куда и как дальше жить стране.
Филипп Прокудин, Ukraina.ru
На Украине заявили об обязательном условии сертификации «Северного потока-2»
Инциденты после перемирия
Карабахский конфликт, последние новости с которого не внушают оптимизма, до сих пор периодически приводит к кровопролитию. С момента подписания договора о мире обе стороны постоянно обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня. Несмотря на локальные стычки, перемирие в целом сохраняется.
Ситуация резко обострилась летом 2014-го. В сражениях погибло 13 азербайджанских солдат, о потерях армянской стороны не сообщалось. 12 ноября того же года азербайджанцы сбили Ми-24 армии НКР. Экипаж вертолёта, состоящий из трёх человек, погиб. Солдат Илькин Мурадов, который сбил его из ПЗРК «Игла», стал национальным героем в Азербайджане, получил медаль.
Новое обострение в Карабахе началось в ночь на 2 апреля 2016-го и продлилось почти четыре дня. Это самый крупный подобный инцидент с момента объявления перемирия. С азербайджанской стороны погибло 88 человек, армяне, по официальным данным, потеряли 31 бойца. Апрельский бой пока является последним крупным сражением на карабахском фронте.
Политическая система и государственное устройство
Де-факто НКР является независимым государством, имеющим все атрибуты государственности: конституцию и законы, органы управления, вооруженные и полицейские силы, государственную символику, представительства в других странах мира.
По своему государственному устройству Нагорный Карабах – президентская республика. Президент НКР избирается прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Одно и то же лицо не может быть избрано более чем на два срока подряд. Согласно действующему законодательству, президент является главой исполнительной власти. Он назначает премьер-министра, утверждает структуру и состав правительства.
Высшая законодательная власть в республике принадлежит однопалатному парламенту — Национальному собранию.
Первым президентом НКР был Роберт Кочарян (1994-1997). После его добровольного ухода с поста и переезда в Ереван президентом стал Аркадий Гукасян (1997-2007). Бако Саакян занимал президентский пост 13 лет (2007-2020). В настоящее время президентский пост занимает, победивший на выборах с результатом 88% во втором туре, Араик Арутюнян.
Политическая система и государственное устройство
Де-факто НКР является независимым государством, имеющим все атрибуты государственности: конституцию и законы, органы управления, вооруженные и полицейские силы, государственную символику, представительства в других странах мира.
По своему государственному устройству Нагорный Карабах – президентская республика. Президент НКР избирается прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Одно и то же лицо не может быть избрано более чем на два срока подряд. Согласно действующему законодательству, президент является главой исполнительной власти. Он назначает премьер-министра, утверждает структуру и состав правительства.
Высшая законодательная власть в республике принадлежит однопалатному парламенту — Национальному собранию.
Первым президентом НКР был Роберт Кочарян (1994-1997). После его добровольного ухода с поста и переезда в Ереван президентом стал Аркадий Гукасян (1997-2007). Бако Саакян занимал президентский пост 13 лет (2007-2020). В настоящее время президентский пост занимает, победивший на выборах с результатом 88% во втором туре, Араик Арутюнян.
Военные действия осенью 2020 года
В конце сентября 2020 года вновь обострился. Азербайджанская армия приступила к наступательной операции по всей линии фронта в Нагорном Карабахе. Помимо тяжелой наземной военной техники используется авиация, в том числе беспилотная. По оценкам президента НКР Араика Арутюняна, происходящее в зоне карабахского конфликта является «полномасштабной войной» по всей линии соприкосновения, «которой ранее еще не было».
Конфликт на границе Армении и Азербайджана обострился еще 12 июля. Азербайджан обвинил Армению в попытке атаки своих позиций. По версии армянской стороны, причиной стала попытка прорыва со стороны Азербайджана. По официальной информации, с 12 по 27 июля с армянской стороны погибли шесть военных, ранения получили 38 человек: 35 военнослужащих, двое полицейских и один мирный житель. Власти Азербайджана сообщили о 13 убитых (из них 12 военных и один мирный житель) и четырех раненых военных, сказано в справке «Кавказского узла» «Июльское обострение: главное о новых боях между Ереваном и Баку».
После инцидента со сбитым азербайджанскими ПВО российским военным вертолетом на границе с Арменией лидеры Азербайджана, Армении и России 9 ноября подписали заявление о перемирии в зоне карабахского конфликта, Минобороны России приступило к развертыванию миротворческого контингента в Нагорном Карабахе.
В ходе войны Азербайджан расширил территорию, взяв под контроль не только 7 своих районов (Агдамский, Джебраильский, Зангеланский, Кубатлинский, Физулинский, Лачинский и Кельбаджарский), указанных в Мадридских принципах, но также часть земель на западе Карабаха, а самое главное — исторически и стратегически важный город Шуши.
Экономика
Экономика Нагорно-Карабахской Республики сильно пострадала во время Карабахской войны в 1991-1994 годах.
На сегодняшний день в Арцахе действуют предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности и др. Развивается туризм, в частности, экологический туризм, строятся новые туристические центры, гостиницы, маршруты и т. д.
Одной из ведущих отраслей экономики НКР является электроэнергетика. Крупнейший источник электроэнергии в республике — Сарсангская ГЭС на реке Тертер. Особенности речной сети республики позволяют создавать мини-гидроэлектростанции почти во всех районах НКР.
Одним из самых успешных предприятий на территории республики является Дрмбонский комбинат, находящийся в селе Дрмбон. Комбинат занимается добычей и переработкой золота и меди.
В советский период главенствующими отраслями промышленности считались легкая и пищевая. Крупнейшими предприятиями легкой промышленности были Карабахский шелковый комбинат, Степанакертская обувная фабрика, ковровые фабрики Степанакерта и Шуши. В настоящее время эти предприятия работают не на полную мощность из-за произошедшего сильного сужения рынка сбыта. Основу пищевой промышленности составляют предприятия по производству алкогольных напитков (вина, водки, коньяка), хлеба и мучных изделий, плодоовощных консервов.
Сельское хозяйство Нагорного Карабаха специализируется на производстве твердой пшеницы, садовых культур, винограда, овощей. Развитие животноводства в НКР связывают с поддержкой небольших фермерских хозяйств. В поголовье преобладают крупный рогатый скот, овцы, свиньи (в Нагорно-Карабахской Автономной области было больше свиней, чем во всех остальных районах Азербайджана). Нагорный Карабах традиционно считается одним из центров шелководства в Закавказье.
Спектр внешнеэкономических связей НКР узко направлен и ориентирован главным образом на Армению — главного спонсора карабахской государственности. В этой стране карабахские товары становятся армянскими и могут без ограничений выходить на мировой рынок. Из НКР вывозится продукция пищевой промышленности (вино и винопродукты, соки, табак, плоды), предметы искусства (ковры, ювелирные изделия), медная руда Дрмбонского месторождения.
«Размораживание» взаимных обид
На протяжении многих лет в Москве на эти тонкости внимания не обращали. Попытки же в 1960-х годах поднять тему передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР были жестко пресечены — тогда центральное руководство сочло, что подобные националистические поползновения надо пресекать в зародыше.
А повод для беспокойства у армянского населения НКАО все-таки был. Если в 1923 году армяне составляли свыше 90 процентов населения Нагорного Карабаха, то к середине 1980-х этот процент снизился до 76. Это не было случайностью — руководство Азербайджанской ССР сознательно делало ставку на изменение этнической составляющей региона.
Пока ситуация в целом в стране оставалась стабильной, в Нагорном Карабахе тоже было все спокойно. Мелкие стычки на национальной почве всерьез никто не принимал.
Перестройка Михаила Горбачева, помимо всего прочего, «размораживала» обсуждение ранее запретных тем. Для националистов, чье существование до сих пор возможно было лишь в глухом подполье, это стало настоящим подарком судьбы.