Коррупция в россии

Бюрократический рэкет

Его приемы широко используются в различных административных структурах, БТИ, нотариальных конторах, учреждениях здравоохранения, статистики, страхования, коммунального хозяйства и так далее. Бюрократический рэкет вплотную примыкает к низовой коррупции. Эти явления обладают одной природой. Однако отличие между ними состоит в том, что в последнем случае чиновник получает незаконное вознаграждение по соглашению с предпринимателем, рэкетир же вымогает определенную сумму у бизнесмена против его воли. Если оба заинтересованных участника работают в одной организации, то говорят о вертикальной коррупции. Как правило, она выступает связующим звеном между верхушечной и низовой. Основные формы коррупции, принимая большие масштабы, создают серьезные риски. В первую очередь они формируют благоприятную почву для совершения других преступлений.

Особенности взаимодействия населения и власти

Как правило, отношения «гражданин-чиновник» возникают в двух случаях. Первый связан с обязанностью власти предоставить населению определенные услуги. Это может быть, к примеру, выдача разрешения, предоставление справки и пр. В таких ситуациях предрасполагающими к коррупции факторами выступают:

  1. Наличие широкого ассортимента государственных услуг, на которые распространяется разрешительный принцип.
  2. Незнание населением своих прав, а также обязанностей чиновников.
  3. Сокрытие служащими информации о правовом статусе, возможностях граждан, а также о своей ответственности перед ними.
  4. Сложность бюрократических процедур.
  5. Монополизация ведомствами сферы услуг.
  6. Структурная специфика властных органов, при которой одно госучреждение имеет полномочия на принятие решений и обслуживание населения.

Вторым является случай, когда властные органы, исполняя ограничивающую и регулирующую функции, обязывают гражданина поделиться ресурсами с государством в рамках взыскания с него бюджетных платежей, наложения штрафов за нарушения действующих предписаний. В этой ситуации предпосылками для развития коррупции выступают отсутствие удобства при реализации людьми своих обязанностей, неадекватность денежных санкций, толкающих на уклонение от их отчисления посредством дачи взятки.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Период правления Ю.В. Андропова был отмечен не только контролем всех аспектов трудовой деятельности советского гражданина и недопущением неэффективной траты рабочего времени (что, кстати, обеспечило прирост национального дохода на 3,1% и рост промышленного производства на 4%), но и расследованием многочисленных коррупционных дел в высших эшелонах власти, реализуя принцип «не быть выше закона». Формирование и укрепление культуры добросовестности должностных лиц в органах государственной власти и работников государственного сектора сегодня указывается как один из наиболее важных способов победить коррупцию в антикоррупционных документах ООН, Всемирного банка, МВФ, ОЭСР и публикациях ведущих экспертов в области антикоррупционной политики.

О причинах коррупции

Представить все возможные причины коррупции будет не так уж и просто. Разные исследователи и специалисты составляли собственные классификации, дающие представление об условиях и причинах взяточничества. И тем не менее выделить некоторые основные источники коррупционной деятельности все-таки можно.

Первое, что здесь необходимо обозначить, именуется теорией экономической природы. В нее входят тезисы о соотношении издержек и прибылей. Речь идет о тех случаях, когда человек, обладая некоторым ресурсом, принимает решение присвоить некоторую его часть себе. Делает он это для собственной выгоды, причем прекрасно осознавая все последующие риски. Гражданин понимает, что если он продолжит работу в штатном режиме, он получит гораздо меньшую выгоду, чем при осуществлении незаконных действий. Отсюда вытекает вторая теория происхождения коррупции.

Теория «поведенческой модели» предполагает, что в основе коррупции лежит фактор получения различных преимуществ через ренту. Например, человек, осуществляющий свои трудовые функции на каком-либо посту, знает о возможностях получения прибыли при помощи предоставленных под его контроль средств. Осознавая безотказность и величину выгоды, человек попросту становится не способен сдерживать себя и свое поведение. Специалисты говорят, что поведенческая модель является еще более опасной и распространенной, чем модель экономической природы.

Какие еще причины коррупции здесь можно обозначить? Эксперты говорят о неэффективности работы той или иной организации как об основной причине взяточничества. Здесь идет речь о тех случаях, когда человек, занимая то или иное служебное положение, начинает осознавать медлительность и непрочность штатных механизмов. Работнику приходит в голову мысль о том, что куда быстрее было бы запустить определенный процесс при помощи дачи взятки. Подобные случаи можно охарактеризовать как «коррупцию вследствие профессионального прагматизма». Вот только заканчиваются они всегда не самым лучшим образом.

Актуальность проблемы

Формы коррупции в России представляют собой серьезное препятствие на пути нормального развития общества. Сегодня эта тема считается одной из самых обсуждаемых в народе. Это явление рассматривается как социальное зло, разлагающее общество и власть. Любые формы проявления коррупции должны ликвидироваться на самой ранней стадии развития. Большая часть исследований этого явления посвящена его политическим и экономическим предпосылкам. При этом практически неизученным остается вопрос об отношении простых граждан к этому аспекту жизни общества. Между тем как показывает практика, люди, однозначно осуждающие любые формы проявления коррупции на словах, вполне способны сами подкупать должностных лиц, находя различные оправдания своему поведению в конкретных ситуациях.

Что такое коррупция

Чтобы эффективно бороться с чем-либо, следует сперва чётко представлять, что это такое. Большая российская энциклопедия со ссылкой на документы 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1979) даёт такое определение: «выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение (как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения)». Как отмечает энциклопедия Britannica, в понятие коррупции включаются, помимо прочего, взяточничество и вымогательство. Ведущая мировая организация по борьбе с коррупцией – Transparency International – определяет её как злоупотребление доверенной человеку властью для личной выгоды. В целом, мы можем выделить несколько основных направлений коррупции:

Возможно ли власти добиться успеха?

Успешность дальнейшей работы по противодействию коррупции в России видится в последовательной реализации важных принципов управления финансами государственного сектора, — принципов прозрачности и открытости, включая развитие электронного правительства (интернет-ресурсы во всем мире доказали свою эффективность в качестве инструмента сокращения коррупции), поощрение участия граждан в принятии финансовых решений на макроуровне (например, в рамках партисипаторного бюджетирования), использование цифровых технологий в сфере государственных закупок, усиление роли органов внешнего аудита и стратегического аудита (в части работы аудиторов Счетной палаты РФ это активное использование риск-ориентированного подхода при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, который позволяет выявлять наиболее рискоемкие для коррупционных проявлений сферы и выявлять проблемы, требующие оперативного решения), требование подотчетности от политических лидеров, государственных служащих и субъектов частного сектора, работающих с государственными средствами.

Вместе с тем представляется, что главный инструмент минимизации коррупции заключается в воспитании культуры честности, этичного поведения и нетерпимости к коррупции в обществе, разработке сдерживающих социальных механизмов к использованию коррумпированных методов ведения бизнеса в государственном и частном секторах экономики. Согласно постулатам поведенческой экономики, люди редко выступают в качестве рациональных оптимизаторов затрат и выгод, их решения и мотивы подвержены широкому разнообразию предубеждений и влияний. Любое коррупционное поведение и действие имеет соответствующие социальные стимулы как минимум двух людей. Поняв и изменив эти стимулы, мы сможем разработать и применять эффективные методы противодействия коррупционному поведению.

Самые необычные дела о коррупции

Что касается самых необычных дел, почти всегда интерес представляет предмет, которым дается взятка. Уголовный кодекс определяет, что этим предметом может быть все, что имеет определенную ценность. Например, лет 10 назад некоторые чиновники были не против получить взятку ваучерами оплаты сотовой связи (почти деньги, даже номинал есть). Сейчас, конечно, чаще требуют деньги, но нестандартные ситуации бывают.

Быт – дело сложное, и иногда какие-то бытовые вещи становятся предметом взятки, например:

  • в Калмыкии призывник пытался подкупить военного комиссара бараньей тушей;
  • в Свердловской области сотрудник ГИБДД вместо составления протокола потребовал от водителя (работника строительной фирмы) заменить в его доме батарею;
  • в Ростовской области чиновник местной администрации выдавал фиктивные справки взамен на картриджи для принтера (вероятно, чтобы печатать эти же справки);
  • в Тюменской области преподаватель требовал деньги от студентов, но не просто так: он предлагал купить у него всякие ненужные вещи вроде печатной машинки или кассетного магнитофона;
  • чиновница УФМС в Забайкальском крае согласилась не привлекать предпринимателя к ответственности за найм иностранца в обмен на 100 железнодорожных шпал.

Один украинский депутат недавно предложил жительнице страны продать собаку, чтобы оплатить коммунальные услуги. В России же животные часто становятся предметом взятки.

Есть случаи попытки дать взятку щенками, баранами, гусями и даже хомяками. Как правило, животные «котируются» в сельской местности.

Взятки дают даже едой. И если шоколадка или коньяк выглядят более-менее понятно, то как можно было предложить год бесплатных обедов в столовой для инспектора ГИБДД – уже не так очевидно. Правда, говорят, что в сельской местности бывают попытки дать взятку домашней консервацией.

А вообще «отблагодарить» нужного человека пытаются практически чем угодно – фейерверками, тюками с сеном, пакетом с крысиным ядом, книгами на эсперанто, сушеными апельсиновыми корками и многим другим.

Юрист Борис Носов рассказывает еще о двух необычных случаях из судебной практики:

И ведь главное – это все выявленные факты взяточничества (пусть и такого курьезного). Сколько подобных фактов бытовой и не только коррупции остается в тайне – не знает никто, как и то, что могут давать в качестве взяток.

Особые случаи

На практике отмечаются ситуации, когда органы власти оказывают прямое силовое воздействие на предприятия для устранения конкурентов «дружественных» им предприятий. Как правило, такие случаи распространены в прибыльных экономических сферах – торговля ГСМ и металлом, строительство. Конкуренты устраняются с рынка с помощью официальных мер. Например, это могут быть постоянные проверки, вызов налоговой инспекции, запрещение передачи участка в аренду и так далее. Во всех таких случаях властные органы осуществляют самостоятельное принудительное распределение экономических ниш, отдавая наиболее прибыльные рыночные сектора «дружественным» компаниям. Последние, в свою очередь, отчисляют часть сверхприбыли.

Понятие коррупции

Для начала стоило бы разобраться с вопросом о том, что же представляет собой коррупция. Определение этого понятия, согласно наиболее распространенному толкованию экспертов-лингвистов, выглядит следующим образом: это общественное явление, при котором действия должностных лиц наносят значительный материальный и экономический ущерб государству, обществу или отдельной компании.

Самый частый вид коррупции — получение денежной суммы за нанесение ущерба прямым или косвенным путем организации или государству. Человек, задействованный в коррупционных схемах, почти всегда заинтересован и в материальной выгоде. При этом он осознает или лишь частично понимает вредные последствия своих действий. Коррупция всегда выходит за рамки законов, норм отраслей и общественных устоев. Некоторые люди, например, любят повторять о том, что взяточничество — это «устоявшаяся в стране традиция», «неустранимый элемент государственного менталитета» и т. д. Такие граждане либо сами являются коррупционерами, либо попросту не понимают, о чем говорят.

Что еще можно сказать о таком явлении, как коррупция? Определение, принятое организацией Transparency International, гласит о том, что взяточничество — это своеобразное злоупотребление доверенными ресурсами. Еще более интересное определение дает Уголовный кодекс РФ. Коррупция (статья 290 и ст. 291 УК РФ) — это совокупность вариантов использования гражданином своего рабочего положения, как правило, в угоду собственной выгоде и в противовес интересам общества.

Надзор и контроль

Своевременное проведение проверок в различных государственных инстанциях — наверное, самая оптимальная и эффективная профилактика. Коррупция в правоохранительных органах вряд ли может быть побеждена без качественной работы контрольно-надзорных органов. Органы прокуратуры, Следственный комитет — это все те органы правоохраны, которые должны осуществлять надзор за прочими, такими же органами. Здесь возникает существенная проблема: получается, правоохранительные органы проверяют сами себя? По сути, все так и есть. Другие варианты по действующему законодательству пока не предусмотрены, а потому остается работать с тем, что есть.

Лучшим выходом из сложившейся ситуации будет строжайшая подотчетность. В принципе, она существует и сегодня, однако нуждается в значительных доработках. Доходы и расходы всех лиц должны быть открыты. Все финансовые ходы сотрудников должны «просвечиваться» абсолютно для всех российских граждан. Не должно создаваться ситуаций, когда какое-нибудь лицо не может объяснить происхождение у него дорогостоящих предметов или крупных материальных средств.

Коррупция в полиции, прокуратуре, Следственном комитете и прочих органах правоохраны не может быть удалена без проведения кадровых «чисток». Речь здесь идет не только об увольнении сотрудников, что не могут объяснить происхождение у них какой-либо материальной ценности, но и о банальной переаттестации, необходимости своевременно повышать свой квалификационный уровень и т. д. Кадровый состав обязан постоянно меняться, работники не должны «засиживаться» на одной должности по нескольку лет. Это простой, но в то же время очень действенный способ.

Классификация

В настоящее время существуют верхушечная и низовая формы коррупции. Первая распространена среди чиновников среднего и высшего звена, политиков. Для этой формы коррупции характерна нацеленность на принятие решений, имеющих высокую цену. Например, это могут быть определенные формулировки в законах, передача госзаказов конкретным лицам и пр. Для второй формы коррупции характерна направленность на рутинные отношения с гражданами. Она распространена среди чиновников среднего и низшего звена. Привлекательность низовой коррупции заключается в том, что при небольшом риске для обоих участников отношений она имеет большую ценность не только для получателя незаконного вознаграждения, но и для субъекта, его дающего. Подкуп позволяет решить бытовые вопросы, выступает как приемлемая оплата возможности совершить мелкие нарушения инструкций и законодательных предписаний.

Конфликт интересов: истинные причины коррупции

Выявление конфликта интересов является одной из ключевых антикоррупционных технологий, применяемых в целях противодействия коррупции как в системе государственного и муниципального управления, так и в сфере деятельности любых организаций.

Конфликт интересов диагностируется посредством выявления личной заинтересованности (прямой или косвенной) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), как это закреплено в ст. 10 ФЗ-273.

Также необходимо отметить несколько основополагающих принципов:

  • Выявление конфликта интересов как антикоррупционная технология может и должно применяться не только в рамках государственной и муниципальной службы;
  • Круг заинтересованных лиц включает помимо лица, определенного ст. 10 ФЗ-273, лиц, состоящих с ним в близком родстве, граждан и организаций, с которыми это лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
  • Для определения конфликта интересов используется не только юридическая аффилированность, но фактическая — скрытая аффилированность.

Что нужно знать о профилактике коррупционных правонарушений

Статьей 13.3 Закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Обязанность распространяется на все организации — вне зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности. Материальные и репутационные потери при нарушении законодательства внушительны

Для профилактики антикоррупционных правонарушений Минтруд разработал Методические рекомендации «Меры по предупреждению коррупции» (утв. Минтрудом 18.09.2019).

В них прописаны положения по внедрению антикоррупционных мер на предприятиях всех форм собственности для:

  • устранения рисков привлечения к ответственности;
  • внедрения стандартов добросовестного и этичного поведения;
  • способности действовать в рамках антикоррупционного порядка (комплаенса).

Работу по профилактике коррупции и предотвращению конфликта интересов можно поручить специальному подразделению. Если организация небольшая — отдельному сотруднику. Например, из отдела внутреннего контроля и безопасности, юридической службы, внутреннего аудита или кадрового управления.

Обязанности организаций изложены в п. 1 ч. 2 ст. 13.3 ФЗ-273.

Новеллы антикоррупционного законодательства: что изменится в 2021 году

Госслужащих обязали декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту.

С 1 января по 30 июня 2021 года лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах.

Уже с июля 2021 года такие сведения будут включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

  • в разделе о доходах в случае указания в «Иных доходах» доходов от продажи цифрового финансового актива, цифровых прав и цифровой валюты дополнительно необходимо отражать дату их отчуждения, сведения об операторе информационной системы (инвестиционной платформы) и вид цифровой валюты;
  • в разделе о расходах следует указывать отдельными пунктами информацию о приобретении цифровых финансовых активов и цифровой валюты; при этом в графе «Основания приобретения» для цифровых финансовых активов указываются реквизиты записи о них в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, и прикладывается выписка из нее, для цифровой валюты — идентификационный номер и дата транзакции и прикладывается выписка о транзакции (при наличии); в отношении сделок по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты к справке также прилагаются документы (при наличии), подтверждающие сумму сделки и/или информацию о второй стороне сделки;
  • в разделе об имуществе добавляются подразделы, предусматривающие указание сведений о цифровых финансовых активах и цифровых правах, утилитарных цифровых правах, цифровой валюте по той же форме, что и ранее упомянутое уведомление;
  • в разделе об имуществе, отчужденном в результате безвозмездной сделки, следует указывать отдельными пунктами информацию о приобретателе, основаниях отчуждения и дате отчуждения цифровых финансовых активов, цифровых прав, утилитарных цифровых прав и цифровой валюты.

Внесены изменения в Федеральные законы:

  • в Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», согласно которым цифровые финансовые активы и цифровые валюты, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, теперь отнесены к иностранным финансовым инструментам и, как следствие, отдельным категориям должностных лиц запрещено владеть или пользоваться ими;
  • в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которыми в России создается система регулирования оборота криптовалют в контексте противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

В соответствии с новым Указом и принятым ранее Федеральным законом должностные лица обязаны раскрывать сведения об операциях с цифровыми активами и цифровой валютой в рамках ежегодного антикоррупционного декларирования.

Сперва такую информацию будут подавать только отдельные категории лиц в форме уведомления, в дополнение к справке о доходах, расходах. Кода вступят в силу изменения, касающиеся формы справки, предоставлять информацию обяжут всех декларантов.

Рекомендуем

В рамках курса слушатели получат полную информацию по вопросам современного обеспечения антикоррупционной политики в бюджетных организациях, организации работы служб по профилактике коррупционных правонарушений, анализ актуальной судебной практики, рассмотрят вопросы антикоррупционного и антимонопольного комплаенса, антикоррупционной экспертизы и методы эффективного противодействия коррупции в бюджетных организациях.

Международное противодействие

Коррупция не имеет границ, и вопрос привлечения к ответственности лиц, укрывшихся за границей, продолжает оставаться актуальным. Единственный способ разрешить данную проблему – заключение соглашений на международном уровне. По состоянию на 2017 год РФ подписала свыше семидесяти соглашений о сотрудничестве по противодействию коррупции с представителями шестидесяти государств.

Отчет России о выполнении рекомендаций третьего раунда на семьдесят третьем заседании Группы государств против коррупции (ГРЕКО) в октябре 2016 года был принят позитивно. В настоящее время РФ проходит четвертый этап оценки превенции коррупционных деяний среди представителей правоохранительной, судебной и законодательной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector